медицинские отходы

Требования к обращению с медицинскими отходами, инструкция, журнал учета

Медицинские отходы – это мусор, производимый в виду рода деятельности в каждом лечебном учреждении, а также мусор, образуемый людьми во время самостоятельных лечебно-профилактических действий.
Данные виды утильсырья немногочисленны по объемам и весу и составляют два процента от объема всего образуемого мусора. Однако они опасны, ведь могут содержать в себе инфекции, бактерии, вирусы и токсичные элементы, способные отравить окружающую среду или стать причиной серьезных болезней и эпидемий. Поэтому данное утильсырье требует к себе особого внимания.

использованные шприцы

Классификация медицинских отходов

Утильсырье медучреждений может быть заражено радиацией, бактериями, вирусами, ядами и отрицательно влиять на экологическую обстановку. По степени опасности для человека и природы оно подразделяется на 5 классов опасности, установленных ФККО.

  1. Класс А. Считается безопасным с эпидемиологической точки зрения по причине отсутствия биологических тканей, жидкостей, которые могут быть чем-либо заражены. Они максимально схожи по содержимому с обычными ТБО. В данную группу входят канцелярские предметы, мебель, непригодные предметы, потерявшие актуальность документы, остатки пищи (кроме остатков пищи из инфекционных отделений).
  2. Класс Б. Это виды утильсырья, которые могут вызвать вспышки инфекций и заражение. К ним относятся инструменты, инвентарь, любые предметы, контактировавшие с пациентом, медицинский пластик, остатки материалов после патолого-анатомических исследований, остатки еды из инфекционных отделений больниц, утильсырье лабораторий и клиник после контакта с опасными микроорганизмами, просроченные капсулы с живыми вакцинами.
  3. Класс В. Представляет наибольшую угрозу с эпидемиологической точки зрения. Это вещи, контактировавшие с инфицированными пациентами с серьезными заболеваниями, мусор лабораторий, фтизиатрических центров, работающих с микробами, представляющих серьезную опасность.
  4. Класс Г. Токсичные вещества 1-4 категорий вредности. Это приборы с ртутью, вещества, приборы и материалы фармацевтических компаний, лампы, утиль от транспортной техники, средства дезинфекции, лекарства.
  5. Класс Д – любой мусор, являющийся источником радиации.

Инструкция по обращению с медицинскими отходами

Взаимодействие с мусором включает несколько основных ступеней:

  • Сбор мусора.
  • Перемещение мусора в место для непродолжительного выдерживания без возможности доступа к ним неуполномоченных людей.
  • Вывоз медицинского мусора из организации транспортом специализированных компаний до места нейтрализации, уничтожения, закапывания или до центра переработки медицинских отходов.

Процесс выполняется согласно инструкции. Взаимодействовать с мусором вправе компании с санитарно-эпидемиологическим заключением для медицинской деятельности.

пакет с лекарствами

Область применения

Эти требования к сбору медицинских отходов разработаны в соответсвии с СанПиНом 2. 1.7. 2790 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
Инструкцию должны соблюдать работники, осуществляющие любые манипуляции с медицинскими отходами категорий «А», «Б», «Г».

Основные требования

Основные требования к обращению с медицинскими отходами касаются мусора класса «А», «Б» и «Г» и осуществляется согласно эпидемиологическим требованиям:

  1. Руководитель учреждения приказом устанавливает ответственного за работу с мусором.
  2. Руководитель обязан своевременно заключать договор на вывоз медицинских отходов с соответствующими компаниями и контролировать выполнение ими обязательств.
  3. Люди, собирающие и перевозящие мусор, обязательно знакомятся с правилами и схемой обращения с медицинскими отходами.
  4. Взаимодействие с мусором должно происходить согласно данной схеме. В ней обязательно содержатся сведения о качественном и количественном составе образующихся медицинских отходов, количестве необходимых расходных материалов, тары, ветоши, и т.д., обучении персонала, необходимых способах обеззараживания, порядке действия работниках в чрезвычайных ситуациях, нормативные документы образования мусора на конкретной территории.
  5. Сортировать мусор по степени опасности для окружающей среды необходимо непосредственно после его сбора.
  6. В любом отделении учреждения должно быть достаточно мусорных пакетов, контейнеров, оборудования для сбора разных видов утильсырья.
  7. Ни на одном этапе взаимодействия мусор разных классов опасности не должен контактировать друг с другом.
  8. Острые предметы (иглы, скальпели и т.д.) должны упаковываться в одноразовые контейнеры.
  9. Каждая тара на 25 % должна оставаться пустой, то есть заполнять её доверху запрещено.
  10. При сборе медицинских отходов запрещается утрамбовывать мусор.
  11. На каждом пакете и коробке должна быть маркировка, соответствующая классу мусора, который в него собирается.
  12. Самые безопасные виды утильсырья (категории «А») временно можно хранить на территории их образования.
  13. Складирование мусора классов «Б» и «Г» можно осуществлять на территории лечебно-профилактических учреждений только в специальном для этого месте, куда ограничен доступ третьим лицам.
  14. Потоки утильсырья разных категорий опасности должны быть разделены друг от друга на всех этапах сбора, сортировки, перевозки и утилизации.

классы медицинских отходов!

Правила безопасности

Персонал на всех этапах работы должен соблюдать правила безопасности:

  1. Работники должны пройти специальное обучение перед тем, как заниматься данной деятельностью.
  2. Обучение должны проводить лица, имеющие сертификат единого образца, позволяющий заниматься данной деятельностью.
  3. Для устраивающихся на работу лиц должен быть проведен инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами.
  4. Обучение работников должно проводиться ежегодно.
  5. Утильсырье сортируется по классам в соответствующую тару, герметично закрытую.
  6. Сотрудники должны проверять тару на защиту от вскрытия до транспортировки медицинских отходов. При обнаружении нарушений и ошибок перевозки, упаковки, мусор не транспортируется до их исправления.
  7. Персонал обязан иметь личные средства защиты (очки, маска, одежда, перчатки). На рабочем месте обязательно присутствие аптечки для осуществления первой помощи в случае непредвиденных экстренных ситуаций.
  8. Работники, ответственные за перевозку, обязаны проходить профосморты и профилактическую иммунизацию согласно законам РФ. На работу с медотходами не допустят несовершеннолетних, а также лиц, не привитых от гепатита В.

Требования к сбору медицинских отходов

Категория вредности определяет правила сбора отходов.

Класс «А»

Накапливается в тару многократного применения и пакеты для однократного использования белого цвета. Мешки размещаются на тележках или внутри твердой тары. Обязательно на них присутствует информация о категории вредности. После заполнения емкость направляют в баки для сбора мусора, размещенные на специальной территории, до перевозки к точке утилизации. Многоразовые коробки после использования должны быть вымыты и продезинфицированы. Правила проведения данной процедуры также описаны в СанПиНе.

  • Остатки еды разрешено сбрасывать в городскую канализацию при условии, что внутренняя канализация оборудована измельчителями. В иных случаях пищевые остатки собираются отдельно от мусора класса А. Пищевые остатки, которые необходимо захоронить на специальных полигонах, должны храниться в мешках однократного пользования внутри многоразовой тары.
  • При отсутствии холодильника для медицинских отходов, их разрешено держать в обычных условиях в течение одного дня. Разрешено использовать пищевые отходы в виде удобрений в том случае, если они не заражены радиацией или инфекциями.

упаковка медицинских отходов

Класс «Б»

Накапливается в твердые желтые контейнеры и мешки.

  • Острые предметы собираются в твердые ящики. У ящиков должна быть прочная крышка, обеспечивающая герметичность упаковки после закрытия. Заполнять их можно до трех дней.
  • Жидкие и органические виды отходов собираются во влагостойкие твердые контейнеры однократного применения с плотной крышкой.
  • В мешки разового пользования можно набирать не больше десяти кг мусора. Обязательно их закрепление на специальных стойках или внутри твердых контейнеров. Заполнять емкость можно только на 75 %.
  • Закрываются мешки специальными приспособлениями (стяжки, заклепки), которые будут надежно препятствовать высыпанию мусора.
  • Мусор необходимо промаркировать с указанием информации о медучреждении, даты накопления, имени ответственного.
  • Бочки многократного использования каждый день должны дезинфицироваться.
  • Тара для утиля должна выдерживать действие агрессивных веществ, перепады температуры, механические повреждения и плотно закрываться крышкой. Коробки должны быть надежными, не должно быть допущено случайного раскрытия.

Класс «Г»

  • Ртутьсодержащий мусор набирают в ящики для многократного применения с герметично закрывающейся крышкой (черного цвета). Держат их в выделенном для этого месте.
  • Мусор от цитостатиков, генотоксических препаратов, а также мусор после изгоготовления растворов (тара, ампулы, флаконы) нельзя собирать и временно хранить без обеззараживания. Их дезактивируют непосредственно после образования. Обращаться с данным мусором можно только при наличии средств защиты в комнате с вытяжкой и установками для обеззараживания медицинских отходов.
  • Весь мусор, образуемый при перевозке (аккумуляторы, масла, ветошь, и т.д.) накапливают в разовые ящики и отправляют на временное хранение.
  • Мусор из патоморфологических учреждений набирают в разовые герметичные ящики и мешки и недолго держат в комнате для временного хранения.

Порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки

При повреждении мешка или ящика с отходами (необеззараженными и, возможно, представляющими угрозу для природы), или при разлитии утильсырья необходимо срочно обработать данный участок подходящим способом дезинфекции. Далее мусор собирают и докладывают о непредвиденной ситуации руководителю.

сбор медицинских отходов

При ртутном загрязнении проводится демеркуризация – удаление остатков ртути при помощи механических и физико-химических способов для предотвращения отравления людей.

Учет и контроль над движением медицинских отходов

Учитывается и контролируется движение мусора всех категорий.
Контроль ведется при помощи некоторых документов:

  • Технологический журнал учета медицинских отходов для конкретного отделения, крыла ЛПУ и т.д.
  • Журнал учета общего количества образованного утильсырья.
  • Документы, подтверждающие вывоз мусора, выданные компанией, вывозящей и обезвреживающей его.

Несмотря на все правила и санитарные нормы, мусор в стране до сих пор утилизируют с большим количеством нарушений. Но пока в России не приняли закон, который регулировал бы данную проблему. Также нет организаций, проверяющих процесс обращения с мусором. Остается только ждать, пока этой проблемой займутся в общероссийских масштабах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Илья Сергеев

    Спасибо за важную информацию о требованиях к обращению с медицинскими отходами. Это действительно необходимо для защиты здоровья людей и окружающей среды. Хорошо, что есть четкие инструкции и журнал учета, чтобы все было организовано и под контролем. Надеюсь, что все медицинские учреждения будут строго следовать этим правилам.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности