Медицинские отходы – это мусор, производимый в виду рода деятельности в каждом лечебном учреждении, а также мусор, образуемый людьми во время самостоятельных лечебно-профилактических действий.
Данные виды утильсырья немногочисленны по объемам и весу и составляют два процента от объема всего образуемого мусора. Однако они опасны, ведь могут содержать в себе инфекции, бактерии, вирусы и токсичные элементы, способные отравить окружающую среду или стать причиной серьезных болезней и эпидемий. Поэтому данное утильсырье требует к себе особого внимания.
- Классификация медицинских отходов
- Инструкция по обращению с медицинскими отходами
- Область применения
- Основные требования
- Правила безопасности
- Требования к сбору медицинских отходов
- Класс «А»
- Класс «Б»
- Класс «Г»
- Порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки
- Учет и контроль над движением медицинских отходов
Классификация медицинских отходов
Утильсырье медучреждений может быть заражено радиацией, бактериями, вирусами, ядами и отрицательно влиять на экологическую обстановку. По степени опасности для человека и природы оно подразделяется на 5 классов опасности, установленных ФККО.
- Класс А. Считается безопасным с эпидемиологической точки зрения по причине отсутствия биологических тканей, жидкостей, которые могут быть чем-либо заражены. Они максимально схожи по содержимому с обычными ТБО. В данную группу входят канцелярские предметы, мебель, непригодные предметы, потерявшие актуальность документы, остатки пищи (кроме остатков пищи из инфекционных отделений).
- Класс Б. Это виды утильсырья, которые могут вызвать вспышки инфекций и заражение. К ним относятся инструменты, инвентарь, любые предметы, контактировавшие с пациентом, медицинский пластик, остатки материалов после патолого-анатомических исследований, остатки еды из инфекционных отделений больниц, утильсырье лабораторий и клиник после контакта с опасными микроорганизмами, просроченные капсулы с живыми вакцинами.
- Класс В. Представляет наибольшую угрозу с эпидемиологической точки зрения. Это вещи, контактировавшие с инфицированными пациентами с серьезными заболеваниями, мусор лабораторий, фтизиатрических центров, работающих с микробами, представляющих серьезную опасность.
- Класс Г. Токсичные вещества 1-4 категорий вредности. Это приборы с ртутью, вещества, приборы и материалы фармацевтических компаний, лампы, утиль от транспортной техники, средства дезинфекции, лекарства.
- Класс Д – любой мусор, являющийся источником радиации.
Инструкция по обращению с медицинскими отходами
Взаимодействие с мусором включает несколько основных ступеней:
- Сбор мусора.
- Перемещение мусора в место для непродолжительного выдерживания без возможности доступа к ним неуполномоченных людей.
- Вывоз медицинского мусора из организации транспортом специализированных компаний до места нейтрализации, уничтожения, закапывания или до центра переработки медицинских отходов.
Процесс выполняется согласно инструкции. Взаимодействовать с мусором вправе компании с санитарно-эпидемиологическим заключением для медицинской деятельности.
Область применения
Эти требования к сбору медицинских отходов разработаны в соответсвии с СанПиНом 2. 1.7. 2790 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
Инструкцию должны соблюдать работники, осуществляющие любые манипуляции с медицинскими отходами категорий «А», «Б», «Г».
Основные требования
Основные требования к обращению с медицинскими отходами касаются мусора класса «А», «Б» и «Г» и осуществляется согласно эпидемиологическим требованиям:
- Руководитель учреждения приказом устанавливает ответственного за работу с мусором.
- Руководитель обязан своевременно заключать договор на вывоз медицинских отходов с соответствующими компаниями и контролировать выполнение ими обязательств.
- Люди, собирающие и перевозящие мусор, обязательно знакомятся с правилами и схемой обращения с медицинскими отходами.
- Взаимодействие с мусором должно происходить согласно данной схеме. В ней обязательно содержатся сведения о качественном и количественном составе образующихся медицинских отходов, количестве необходимых расходных материалов, тары, ветоши, и т.д., обучении персонала, необходимых способах обеззараживания, порядке действия работниках в чрезвычайных ситуациях, нормативные документы образования мусора на конкретной территории.
- Сортировать мусор по степени опасности для окружающей среды необходимо непосредственно после его сбора.
- В любом отделении учреждения должно быть достаточно мусорных пакетов, контейнеров, оборудования для сбора разных видов утильсырья.
- Ни на одном этапе взаимодействия мусор разных классов опасности не должен контактировать друг с другом.
- Острые предметы (иглы, скальпели и т.д.) должны упаковываться в одноразовые контейнеры.
- Каждая тара на 25 % должна оставаться пустой, то есть заполнять её доверху запрещено.
- При сборе медицинских отходов запрещается утрамбовывать мусор.
- На каждом пакете и коробке должна быть маркировка, соответствующая классу мусора, который в него собирается.
- Самые безопасные виды утильсырья (категории «А») временно можно хранить на территории их образования.
- Складирование мусора классов «Б» и «Г» можно осуществлять на территории лечебно-профилактических учреждений только в специальном для этого месте, куда ограничен доступ третьим лицам.
- Потоки утильсырья разных категорий опасности должны быть разделены друг от друга на всех этапах сбора, сортировки, перевозки и утилизации.
Правила безопасности
Персонал на всех этапах работы должен соблюдать правила безопасности:
- Работники должны пройти специальное обучение перед тем, как заниматься данной деятельностью.
- Обучение должны проводить лица, имеющие сертификат единого образца, позволяющий заниматься данной деятельностью.
- Для устраивающихся на работу лиц должен быть проведен инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами.
- Обучение работников должно проводиться ежегодно.
- Утильсырье сортируется по классам в соответствующую тару, герметично закрытую.
- Сотрудники должны проверять тару на защиту от вскрытия до транспортировки медицинских отходов. При обнаружении нарушений и ошибок перевозки, упаковки, мусор не транспортируется до их исправления.
- Персонал обязан иметь личные средства защиты (очки, маска, одежда, перчатки). На рабочем месте обязательно присутствие аптечки для осуществления первой помощи в случае непредвиденных экстренных ситуаций.
- Работники, ответственные за перевозку, обязаны проходить профосморты и профилактическую иммунизацию согласно законам РФ. На работу с медотходами не допустят несовершеннолетних, а также лиц, не привитых от гепатита В.
Требования к сбору медицинских отходов
Категория вредности определяет правила сбора отходов.
Класс «А»
Накапливается в тару многократного применения и пакеты для однократного использования белого цвета. Мешки размещаются на тележках или внутри твердой тары. Обязательно на них присутствует информация о категории вредности. После заполнения емкость направляют в баки для сбора мусора, размещенные на специальной территории, до перевозки к точке утилизации. Многоразовые коробки после использования должны быть вымыты и продезинфицированы. Правила проведения данной процедуры также описаны в СанПиНе.
- Остатки еды разрешено сбрасывать в городскую канализацию при условии, что внутренняя канализация оборудована измельчителями. В иных случаях пищевые остатки собираются отдельно от мусора класса А. Пищевые остатки, которые необходимо захоронить на специальных полигонах, должны храниться в мешках однократного пользования внутри многоразовой тары.
- При отсутствии холодильника для медицинских отходов, их разрешено держать в обычных условиях в течение одного дня. Разрешено использовать пищевые отходы в виде удобрений в том случае, если они не заражены радиацией или инфекциями.
Класс «Б»
Накапливается в твердые желтые контейнеры и мешки.
- Острые предметы собираются в твердые ящики. У ящиков должна быть прочная крышка, обеспечивающая герметичность упаковки после закрытия. Заполнять их можно до трех дней.
- Жидкие и органические виды отходов собираются во влагостойкие твердые контейнеры однократного применения с плотной крышкой.
- В мешки разового пользования можно набирать не больше десяти кг мусора. Обязательно их закрепление на специальных стойках или внутри твердых контейнеров. Заполнять емкость можно только на 75 %.
- Закрываются мешки специальными приспособлениями (стяжки, заклепки), которые будут надежно препятствовать высыпанию мусора.
- Мусор необходимо промаркировать с указанием информации о медучреждении, даты накопления, имени ответственного.
- Бочки многократного использования каждый день должны дезинфицироваться.
- Тара для утиля должна выдерживать действие агрессивных веществ, перепады температуры, механические повреждения и плотно закрываться крышкой. Коробки должны быть надежными, не должно быть допущено случайного раскрытия.
Класс «Г»
- Ртутьсодержащий мусор набирают в ящики для многократного применения с герметично закрывающейся крышкой (черного цвета). Держат их в выделенном для этого месте.
- Мусор от цитостатиков, генотоксических препаратов, а также мусор после изгоготовления растворов (тара, ампулы, флаконы) нельзя собирать и временно хранить без обеззараживания. Их дезактивируют непосредственно после образования. Обращаться с данным мусором можно только при наличии средств защиты в комнате с вытяжкой и установками для обеззараживания медицинских отходов.
- Весь мусор, образуемый при перевозке (аккумуляторы, масла, ветошь, и т.д.) накапливают в разовые ящики и отправляют на временное хранение.
- Мусор из патоморфологических учреждений набирают в разовые герметичные ящики и мешки и недолго держат в комнате для временного хранения.
Порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки
При повреждении мешка или ящика с отходами (необеззараженными и, возможно, представляющими угрозу для природы), или при разлитии утильсырья необходимо срочно обработать данный участок подходящим способом дезинфекции. Далее мусор собирают и докладывают о непредвиденной ситуации руководителю.
При ртутном загрязнении проводится демеркуризация – удаление остатков ртути при помощи механических и физико-химических способов для предотвращения отравления людей.
Учет и контроль над движением медицинских отходов
Учитывается и контролируется движение мусора всех категорий.
Контроль ведется при помощи некоторых документов:
- Технологический журнал учета медицинских отходов для конкретного отделения, крыла ЛПУ и т.д.
- Журнал учета общего количества образованного утильсырья.
- Документы, подтверждающие вывоз мусора, выданные компанией, вывозящей и обезвреживающей его.
Несмотря на все правила и санитарные нормы, мусор в стране до сих пор утилизируют с большим количеством нарушений. Но пока в России не приняли закон, который регулировал бы данную проблему. Также нет организаций, проверяющих процесс обращения с мусором. Остается только ждать, пока этой проблемой займутся в общероссийских масштабах.
Спасибо за важную информацию о требованиях к обращению с медицинскими отходами. Это действительно необходимо для защиты здоровья людей и окружающей среды. Хорошо, что есть четкие инструкции и журнал учета, чтобы все было организовано и под контролем. Надеюсь, что все медицинские учреждения будут строго следовать этим правилам.