Жизнедеятельность человечества имеет побочный эффект в виде образования большого количества мусора. Аналогичная ситуация наблюдается с результатом функционирования частных и государственных учреждений, предприятий и производств.
Отходы образуются всё в возрастающем количестве, и Министерство природных ресурсов обязало руководство учреждений вести документацию по учету отходов, это облегчает экологический контроль.
Для чего нужен журнал
Журнал учета образования и движения отходов, это документ учитывающий объемы образованного предприятием мусора, и все операции связанные с его транспортировкой и переработкой.
Журнал выступает источником информации касательно всех вопросов по мусору, помогая в таких процессах:
- Сбор статистики внутри производства. Обладая данными о фактическом количестве хранимых отходов, а также информацией об утилизации проще разработать нормативы.
- Журнал помогает сотрудникам составить проекты лимитирования мусора (ПНООЛР). А также отчетные документы касательно процессов производства, базы сырья и т.д.
- Составление ежегодной экологической отчетности предприятия.
- Помощь в проводимой инвентаризации.
- Расчет объёма взносов организации за вредное влияние на окружающую природу.
- Информация из документа позволяет предоставить данные в государственную статистику.
Записи в журнале и фактические данные не должны различаться. Контролирующие органы обращают пристальное внимание на соблюдение лимитов по размещению мусора, а также на соответствие записанной и фактической информации.
Что содержится в журнале
Журнал учета движения отходов в обязательном порядке содержит информацию об организации (либо подразделении), сведения о временном отрезке, за который создается документация. Содержатся эти данные в начале документа.
Сам журнал движения отходов выполнен в виде таблиц или столбцов, которые содержат:
- Название отхода и его код согласно ФККО.
- Остаточное количество мусора после сдачи на утилизацию.
- Операции, которые проводились с твердыми бытовыми отходами (наименование, дата, объем обработанного утильсырья).
- Название фирм, которые осуществляли прием переданного мусора для переработки (хранения).
- Личные данные об ответственном лице.
Также указывается класс опасности отходов, вес и другая информация.
Правила ведения и образец заполнения
Правила ведения документа по обращению с отходами содержатся в приказе Минприроды под номером 721. Сначала заполняется информация обо всех видах мусора (1-5 группы опасности) с кодами ФККО, затем заполняются графы с количеством мусора образованного на предприятии, а также использованного или переданного другим фирмам. Сотрудничество с компаниями по вывозу/утилизации подтверждается заключенным договором.
Каждый лист нумеруется в обязательном порядке. Новые страницы подшиваются поверх старых, чтобы информация по отходам на предприятии всегда была актуальной. Сшивание страниц производится один раз в месяц.
Любая передача сырья другим организациям подтверждается накладной. Акты в документе не прописываются.
Требования к заполнению
Требования включают в себя такие моменты:
- В конце квартального периода производится обобщение записанных сведений. Аналогично обобщение осуществляется и в конце года.
- Сначала производится фактическое измерение количества отходов, а затем внесение сведений. Сведенья также записываются на основании документов, которые могут подтвердить проводимые предприятиям действия с размещенными отходами.
- Заполнять журнал имеет право человек, прошедший обучающие курсы по работе с опасным сырьем 1-4 класса опасности. Лицо должно иметь сертификат.
Количественные показатели сырья (вес, объем и т.д.) вносимые в столбцы округляются до тысячной, если вещества относятся к первому-третьему классу опасности, и до десятой, если утильсырье неопасно или малоопасно (4-5 класс).
Образец заполнения
Вести учет движения сырья не сложно. Образец заполнения выглядит следующим образом.
Стоит обратить внимание на необходимость внесения даже самых безвредных отходов (картон, бумага, стекло, чистая резина и т.д.).
Получить пример готового бланка учета (для распечатки и использования) можно в приложении к приказу под номером 721.
Электронный или бумажный вариант
Законодательных норм обязующих заполнять журнал учета в определенном виде не существует. Документ ведётся как в электронном, так и в печатном виде. Однако первый вариант предпочтительнее, ведь распечатать копию журнала можно в любой момент.
Если учет ведется в печатном документе, каждый лист имеет две подписи: руководителя предприятия и ответственного сотрудника заполняющего страницы журнала. Без подписи руководства документ считается недействительным.
Ответственность и штрафы
Статья 8.2 Кодекса об административных преступлениях содержит штрафы и информацию о предусмотренных случаях наказаний:
- Если журнал учета мусора отсутствует в электронной или печатной форме.
- Отсутствуют паспорта на опасные типы сырья, которые присутствуют на предприятии.
- Организация не соблюдает нормативы по образованию отходов, либо превышены лимиты размещения, либо нормы размещения и образования не утверждены.
- Представители предприятия не предоставляют отчет формы 2-ТП, которая содержит информацию об применении, образовании, утилизации, перевозке и складировании отходов потребления, а также производства.
Размер штрафа варьируется в зависимости от наказанного лица:
- Должностные лица обязаны заплатить 10.000 — 30.000 руб.
- Предприниматели — от 30.000, до 50.000 руб. Их деятельность может приостанавливаться на срок до трех месяцев.
- Юридические лица (организации, компании и т.д.) заплатят 100.000 — 250.000 руб. Либо заморозка деятельности на 90 дней.