Не существует граждан, которые никогда не слышали об экологических угрозах, создаваемых выброшенным мусором. На свалках можно найти самые разнообразные предметы, от безвредной керамики, до отравляющих воздух и почву ртутных ламп. Однако существует группа товаров, безопасных только на первый взгляд. К таким предметам относятся картриджи для принтеров. Люди не догадываются, какие опасности таит в себе этот расходник.
Почему нельзя выкинуть картридж в мусорный бак
Государственные учреждения, частные фирмы и компании, предлагающие услуги любой направленности, а также простые жители — все пользуются принтерами. В подавляющем большинстве случаев, по истечении срока эксплуатации отработанные картриджи для принтера выбрасываются вместе с коммунальными отходами в мусорные баки. Мало кто знает, что это категорически запрещается делать.
Выброшенные расходные элементы разлагаются веками, постепенно заполняя свободное пространство на свалках и портя экологическую систему. В случае возгорания в атмосферу выделяются вредные компоненты. Учитывая, как часто загораются отходы на свалках, такая картина представляет реальную угрозу.
Современные принтеры используют лазерную технологию печати, для которой расходуется хранящийся в картридже тонер. Именно он оказывает негативное воздействие на человеческий организм. Обладая летучестью, он быстро проникает в дыхательную систему, вызывая осложнения и сильный кашель. Правильная утилизация картриджей для принтеров — важная задача для любого офиса и компании. Если разобрать контейнер дома, вероятность вдохнуть вредные частицы достигает 100%.
Компонентный состав отхода
Картридж от принтера представляет собой ёмкость из полистирола — устойчивого пластика, плохо поддающегося огню, но выделяющего много дыма. Беря в расчет тот факт, что струйные принтеры практически не используются, важно ознакомиться с составом тонера, хранящегося в контейнерах для лазерных устройств:
- винилацетат
- магнетит
- сажа
- магнитные добавки
- оксид алюминия
- диоксид титана
Частицы тонера имеют размеры в 3-5 мкм, и с легкостью распространяются по воздуху. Учитывая, что в отработанном расходном контейнере сохраняется до 3% этого вещества, утилизация картриджей для принтера должна осуществляться соответствующим методом.
Технология утилизации
Рано или поздно придет необходимость избавиться от отработавшего расходника. Лучшим выбором будет сдать отходы на переработку. В России существуют организации, занимающиеся утилизацией данного вида мусора. Стоимость переработки 1 контейнера равняется 100 рублям.
Перерабатывающие компании утилизируют картриджи одним из двух способов:
- Старые контейнеры отправляют на перерабатывающиеся предприятия. Изделие очищается, ремонтируется, изношенные части меняются на новые. После этого обновленный картридж заправляется и продается в магазинах под другой маркой.
- Картриджи сортируются и разбираются на составляющие части. После чего полимеры измельчают и плавят при температурах в 1000 °С. Термическое воздействие приводит к разложению пластика на неопасные вещества. Полученное сырье вполне пригодно для создания новых контейнеров.
Не смотря на недостаточное развитие рециклинга в Российской Федерации, в стране функционирует множество компаний, предлагающих услуги по утилизации отработанных контейнеров с тонером (Точка, ЭкоПроф, Экокартридж и другие).
Закон об утилизации картриджей
Существует отдельный закон, устанавливающий правила утилизации отходов производства и потребления. В ФККО картриджи для принтера откосятся к 3-4 категориям опасности. Правила гласят, что контейнеры с тонерами должны вноситься в паспорт отходов, с указанием количества, класса опасности, способа хранения и метода переработки. Для переработки заключается договор с утилизирующим предприятием, имеющим допуск к подобным видам работ. В конце заказчик должен получить акт, подтверждающий утилизацию товара.
За соблюдением законов следит Роспотребнадзор. В случае пренебрежения правилами и выбрасывания картриджей, юридическое лицо облагается штрафными санкциями в размере 20-250 тыс. рублей.
Списание картриджей в бюджетных учреждениях
Бюджетные учреждения, пользующиеся принтерами и другой оргтехникой, должны пользоваться инструкцией №148. В ней говорится, что перед списанием расходного предмета создается комиссия, отвечающая за выбытие активов из эксплуатации. Именно комиссия определяет пригодность картриджа к последующему использованию, заправке или ремонту, либо контейнер должен быть списан и утилизирован. Если проверяющую комиссию создать не представляется возможным, её обязанности переходят на сотрудника, отвечающего за техническое состояние оргтехники.
Когда находящиеся на балансе отработанные картриджи признаны нерабочими, их можно отдать на утилизацию и получить акт переработки, либо заключить договор с фирмой, которая заберет отработанные изделия, предоставив взамен новые расходники согласно акту передачи-приема. При этом фирма также должна предоставить бумаги, подтверждающие утилизацию старых контейнеров.
В идеале все коммерческие и бюджетные учреждения должны с заботой относиться к окружающей экосистеме, и не выбрасывать опасный мусор на свалки. Тогда экологическая обстановка в государстве выйдет на новый уровень.