Все о утилизации отработанных масел: машинного, трансформаторного, пищевого.

Экологи безустали твердят миру, что добыча и перевозка сырой нефти негативно сказывается на окружающей среде. Сырье попадает в землю, воду, воздух, тем самым загрязняя их.

Для экологической безопасности госструктуры выполняют некоторые «процедуры» по утилизации отработанного масла (индустриального, пищевого, моторного), но при этом ежедневно люди производят тонны отходов отработанных масел.

масло

Что такое отработка

В мире миллионы зарегистрированных машин, и несложно посчитать, сколько расходуется моторной жидкости. Ежегодно по стране в машины заливается около двухсот миллионов литров данной жидкости.

Можно только позавидовать предприятиям, изготавливающим автомобильные продукты. Не стоит забывать, что отходы образуются в тех же объемах. Отработанное машинное масло – это материал для смазки, нефтепродукт, который через пару лет не будет пригоден для использования из-за загрязнения. Часто его еще называют «отработкой». Он образуется во время работы электрических станций и на производстве. Также не менее внушительным источником его образования являются владельцы машин.

Сливать его в почву и выкидывать нельзя. Куда же деть отработанное сырье?

Почему нельзя сливать отработанное масло

Если владелец автомобиля сам ухаживает за ним, он в первую очередь должен позаботиться об утилизации отходов масла. Оно состоит из большого количества химикатов, представляющих угрозу для экологии.

Когда эта жидкость находится в автомобиле, часть ее вредных элементов сжигается, а при попадании в почву отработка становится еще более опасной. Если автомобиль используется давно, то внутри мотора собирается нагар и шлам, которые частично переходят в отработку.

Если такая жидкость с токсичными обгоревшими веществами попадет на землю, то ближайшие сто метров площади вокруг вместе со всеми живыми и неживыми существами будут отравлены.

Всего литр отработки делает непригодной к какому-либо использованию почти тысячу литров воды.

Зачем нужно утилизировать масло

Зачем нужно утилизировать масло

Отработка масла опасна – в жидкости содержатся токсины, повышающие риск возникновения мутаций у человека, онкологии и бесплодия.

Часть данных отработанных масел сжигают, определенную долю утилизируют, но большая часть выливается в воду или канализацию. Оттуда токсические вещества попадают в еду и воду.

Только 20 % использованных горюче-смазочных веществ в РФ используется вторично. В то время, как в европейских странах больше половины отработанных масел используют вторично благодаря принятым законопроектам об экологической безопасности.

Поэтому в России пока правильная утилизация моторного масла лежит на плечах ответственных автолюбителей.

Для чего это делать необходимо:

  1. Для поддержания здоровья (своего, родственников, всех людей в целом). Токсические элементы из окружающей среды не улетучиваются бесследно, а имеют свойство накапливаться. В итоге человек будет пользоваться отравленными продуктами питания или водой.
  2. Это выгодно. В России немало организаций, принимающих за деньги отработанные масла (средняя цена за литр отходов – около десяти рублей). Переработка отработанного моторного масла – очень прибыльный бизнес, потому количество предприятий по утилизации ГСМ в ближайшее время начнет увеличиваться.
  3. Экономия природных ресурсов. Если запускать отходы во вторичное использование, то стране потребуется добывать нефть в меньших объемах. Добыча полезных ископаемых для природы более вредна, чем переработка уже имеющихся ресурсов.

Утилизация автомобильного масла

Утилизация автомобильного масла

Отработку невозможно использовать повторно: она плохо смазывает детали из-за наличия осадка, образующегося во время ее эксплуатации. Сливать ее куда-либо опасно из-за токсичности. Масло долго будет разлагаться, убивая животных и попадая в питьевую воду и продукты питания.

Наиболее правильное решение – сдать отработанные ГСМ в специализирующееся на их переработке организации.

Отработку очищают следующим способом:

  • Очищают от осадка и примесей путем отстаивания и фильтрования или сепарации в центрифуге.
  • Выпаривают и перегоняют, тем самым убирая ненужную жидкость.
  • пропускают отходы через вещества для избавления от примесей, уменьшают в объеме при помощи тока, химикатов, низких или высоких температур; добавляют растворители, сушат
  • Очищают масло химическим способом при помощи кислот и щелочей.
  • Фильтруют на специальных мембранах.

В результате из отработанного масла получаются новые продукты – базовые смазочные масла, из которых в дальнейшем будут производить новое топливо, жидкости для смазывания и охлаждения поверхностей. Также, обязательно необходимо утилизировать бутылки, канистры и прочие тары, в которых производились транспортировка и хранение масла.

Все о утилизации отработанных масел: машинного, трансформаторного, пищевого.

Утилизация масла из трансформаторов

Данный вид масел используют на заводах и фабриках для охлаждения трансформаторов, реакторов и выключателей. Менять отработанное масло необходимо один раз в двадцать пять лет.

Для продления службы масло необходимо регулярно очищать, убирая осадок и иные примеси.

Спустя время масло уже непригодно для использования, а в виде отходов оно очень токсично.Почему нельзя сливать.

Утилизация масла происходит по-разному:

  • Его перерабатывают.
  • Могут восстановить для повторного использования.
  • Сжигают (самый экономически невыгодный, но легкий способ избавления от отходов – это пиролиз отработанного масла).
Самый выгодный путь утилизации трансформаторного масла – это регенерация (комплексное очищение масла для повторного использования).

В этом случае лишь десятая часть трансформаторного масла превращается в отходы, а остальное становится чистым, готовым к использованию сырьем.

Утилизация пищевого масла

Утилизация пищевого масла

Пищевое масло не так токсично, как отработка, однако сливать его в канализацию не стоит. Жир, образуемый после жарки блюд, становится вязким и оседает на стенках канализации, засоряя его.

Повторно использовать для приготовления продуктов его нельзя, так как в нем много образуется канцерогенных веществ.

Использованное для жарки растительное масло принимают на заводы по переработке. Перед сдачей их обязательно необходимо охладить, процедить обычным ситом и разлить в пластиковые бутылки. Кроме того, жидкость можно использовать дома для разных бытовых нужд – смазывания деталей и инструментов, варения мыла и т.д.

На заводе жир (использованное подсолнечное, оливковое, рапсовое и другие масла) очистят водой, спиртом и фильтрами. Далее полученное сырье направят на изготовление мыла, биодизельного топлива, промышленных красок, олифы, лаков и т.д.

Утилизация фритюрного масла для вторичного использования распространена в европейских странах. После использования для фритюра, его собирают во всех точках общественного питания и даже у обычных людей для изготовления биодизельного топлива.

В том числе сборам подлежат жиры, используемые на кораблях, отходы масел на армейской кухне. Генератор на отработанном масле будет работать не хуже, чем на новом топливе.

Переработка масла

Переработка масла

Отработанные масла можно как утилизировать, так и восстановить для повторной эксплуатации.

Восстановление происходит в несколько этапов:

  • Очистка от грубых крупных фракций и осадка. Отработанный смазочный материал часто включает в себя грязь, воду, кислоты и т.д. Его очищают при помощи специальных фильтров.
  • Очистка от мелких примесей. Отработку нагревают, сепарируют и т.д. Также проводится крекинг отработанного масла, в ходе которого убирается жидкость из сырья.
  • Далее производится химическая обработка. Задача данного этапа работ – избавиться от лишних химических примесей путем их нейтрализации.
Полностью очистить ГСМ и вернуть их в первоначальный вид невозможно, так как нельзя установить, какие примеси содержатся в составе. Но большая часть шлака будет удалена.

Потому в итоге можно получить сырье нормального качества, которое можно использовать вторично. Даже после всех процедур по восстановлению оно выйдет гораздо дешевле первичного нефтяного сырья.

ГСМ из отработанных смесей имеют более простые характеристики, чем купленные в магазине, потому применять их во второй раз можно не на любой технике.

Бизнес по переработке

Возможна наладка собственного производства по переработке отработанного масла в дизельное топливо. Могут себе это позволить инвесторы со средним достатком, так как оборудование для переработки отработанного масла стоит несколько миллионов рублей, а сырье очень легко получить, и доступ к нему есть постоянно. Сбор отработанного масла осуществляется в любом городе.

Такие организации осуществляют прием отработанных масел за небольшую цену (около 5 – 10 рублей за литр жидкости), перерабатывают его, и полученное сырье сдают за гораздо более высокую цену другим предприятиям, в качестве материала для их продукции.

Переработка отработанного масла как бизнес на сегодняшний день развита слабо, но это очень выгодно, потому число предприятий по переработке масел будет расти.

Важно помнить, что работать с отходами 1-4 класса опасности можно только при наличии соответствующей лицензии.

Она выдается при соблюдении нескольких условий:

  • При наличии у предприятия специального транспортного средства для транспортировки отработанных жидкостей.
  • При наличии инвентаря для работы с отработанным сырьем.
  • При наличии работников, прошедших обучение и получивших навыки и знания для работы с отходами.
Получить лицензию можно после сдачи необходимых документов в территориальный отдел Росприроднадзора.

Оборудование

Оборудование

Для обработки отработанного сырья требуется наличие специализированного оборудования и различных видов химикатов. Для того, чтобы производство заработало, необходимо наладить процесс очищения отходов от примесей, жидкостей и воды.

Это потребует следующего оборудования:

  • Установки для образования топливно-масляной смеси (в ней соединяют нормальное дизтопливо с отработанными смазочными материалами).
  • 6-микронный осадочный фильтр для очистки от твердых частиц.
  • 4-микронный фильтр для тщательной очистки масел.
  • Двухуровневый фильтр (4-микронный фильтр-коагулятор), который объединит мелкие смолистые фракции в крупные и удалит воду из отработки.
  • Сепаратор, очищающий от самых мелких примесей и остатков воды.
Данное оборудование позволяет получить качественно очищенное дизтопливо. Его можно использовать в дизельных двигателях, а также для грузового, военного и железнодорожного транспорта.

Большой популярностью пользуется установка Wotex, которая позволяет получить качественный продукт.

Использование данной технологии имеет немало преимуществ:

  • Экономия расходуемого материала.
  • Качественная фильтрация, позволяющая получить хорошее сырье.
  • Энергоэффективность и получение вязкого продукта.
  • Отсутствие отходов и необходимости их утилизировать.
  • Высокая производительность.

Управлять преобразователем легко, благодаря высокому качеству оборудования и его автоматизации:

  • Фильтры оснащены дренажными вентиляторами, потому легко их очищать и заменять нерабочие детали.
  • Клапаны затвора защищены от утечек.
  • Специальные датчики подают сигнал, если возникают неисправности.
  • Современные фильтры способны задерживать даже самые мелкие частицы.
  • Длительный срок использования оборудования (фильтры рассчитаны на переработку до 1400 кубических метров отработанного сырья).

Варианты применения продукта

Отработанные смазочные жидкости можно выгодно использовать в быту для самых разных бытовых целей.

Обработка дерева, антисептик

Обработка дерева, антисептик

Отработанные смазочные жидкости используют для покрытия им шпал, досок, деревянных фундаментов, свай, стропил, опорных столбов электропередач.

Обработка древесины отработанным сырьем производится для защиты дерева не только от влажности, но и от различных гнилостных бактерий и вредителей (тем самым выполняя функции антисептика). Отработку нередко добавляют в гудрон для придания ему более жидкой консистенции. Таким образом можно снизить стоимость сырья и защитить обрабатываемую поверхность от воды.

Обработка металла

Любое сырье, изготовленное из нефти, не будет смешиваться с водой или впитывать ее. Поэтому отработка хорошо защитит от ржавчины, окисления или влаги.

Перед обработкой следует помнить, что не все металлические поверхности можно покрывать горючей смазочной жидкостью.

Если металлическая конструкция будет использоваться около горячих труб или огня, то возможно возгорание. Для покрытия железа подойдет только чистое отработанное сырье, не содержащее крупных фракций в виде песка, опилок, глины и т.д. Перед распылением средства необходимо обезопасить себя защитной одеждой, перчатками, очками и респиратором.

Котлы и печи на отработке

Котлы и печи на отработке

Отработка повсеместно используется в качестве печного топлива. До сих пор существует немало самодельных и промышленных печей, работающих на мазуте.

Главное преимущество использования отработанной смеси – в отсутствии необходимости дополнительной его переработки.

Перед применением следует разогреть отработку и отправить в зону для сжигания при небольшом давлении. Использование отработки требует строительства специальной конструкции для печи, куда будет оно подаваться. Однако низкая стоимость топлива возместит убытки.

Преимущества и недостатки обработки маслом

Преимущества:

  • Защита деревянных и металлических поверхностей от разложения и купирование уже начавшихся проблем.
  • Пропитка для поверхностей, заполняющая даже мелкие трещины.
  • Отличное цветовое решение, которое сохранится надолго.
  • Экономное расходование.

Недостатки обработки смазочными жидкостями:

  • Легкое воспламенение покрытия при контакте с огнем.
  • Токсичность при разложении, попадание частиц в землю и воздух.
  • Неприятный запах.
  • Выделение токсинов в окружающую среду (по этой причине нельзя использовать для пропитки поверхностей внутри помещений).

Как видите, неправильная утилизация отработанных масел негативно сказывается на окружающей среде. При этом отработка является довольно универсальным средством. Очевидно, что этот продукт следует использовать повторно.

Ссылка на основную публикацию