Порядок оформления паспорта отходов

Паспортизация отходов – крайне важная процедура. Паспорт отходов разрешает совершать операции с мусором.

При отсутствии документа все операции с ними запрещены, так как это крайне опасно.

Объясняется все тем, что документ содержит необходимые сведения об отходах и безопасных способах переработки. Процесс получения документов является обязательным по законам РФ.

Он позволяет узаконить действия, которые предприятие совершает с отходами. При этом не важно, является ли организация источником отходов или собирается их перерабатывать, утилизировать или изготавливать из них новый продукт.

Что такое паспорт отходов

Паспорт бытовых отходов – это обязательный документ. Составляется он исходя из данных о компонентах мусора и их степени вреда.

Паспорт содержит материалы о составе мусора, их отнесенности к категории вредности. Законодательством предусмотрено оформление документов только на токсичные отходы.

Необходимы эти бумаги, чтобы знать, каким способом утилизировать сырье.

На основе информации документа совершаются следующие действия:

  • Организация хранилищ для мусора.
  • Транспортировка мусора (при необходимости).
  • Составление алгоритма переработки вторсырья.

При этом, процессом накопления считается складирование мусора на срок до 11 месяцев. А хранением считается период гораздо больший. Потому для накопления нет необходимости получать лицензию, а для хранения – нужно обязательно.

Организация хранилищ

Опасные отходы транспортируют или передают другим организациям только тогда, когда на них оформлен паспорт. Тогда предприятия получат необходимую информацию о степени вредности и составляющих сырья, утилизация не представит угроз для экологической безопасности.

Для мусора высокой токсичности надлежит оформление документов предприятием и согласование паспортов опасных отходов Росприроднадзором.

Важно, чтобы паспорт отхода состоял из достоверных сведений.

Срок действия документа

Известные разновидности вторсырья заносятся в ФККО (Федеральный Классификационный Каталог Отходов). Срок действия паспорта опасного отхода неограничен, когда он изготавливается на классифицированный по шкале вредности мусор.

Когда сырье специфичное, на него паспорт будет действовать до тех пор, пока эту разновидность не включат в классификатор. Далее, новинка вносится в ФККО, и на него выдаются уже обычные, «пожизненные» бумаги. Но при этом внесение изменений в паспорт невозможно.

Нормативная база для паспортизации отходов

При  паспортизации токсинных веществ создание документов будет происходить при опоре на нормативные акты:

  • «Федеральный закон РФ от 24.06.98 г. No 89-ФЗ». Четырнадцатая статья в нем содержит основные положения о процедуре оформления мусора, даются сведения о том, кто обязан выполнять процедуру и при каких условиях.
  • «Постановление No 712 от 16. 08. 13 г., утвержденное правительством РФ». Здесь определяются правила оформления ценных бумаг, предоставляется единый образец заполнения.
  • «Приказ Минприроды РФ No 541 от 05.12.2014 г. Здесь объясняются условия присвоения мусору конкретной категории токсичности. Приказ не действует в том случае, если речь идет о биологическом и радиоактивном мусоре, отходах больниц, медицинских лабораторий и поликлиник.
  • «Федеральный классификационный каталог отходов». В нем производится классификация отходов по степени их опасности для окружающей среды.

паспорт

Кто должен делать?

Ответственные за получение паспорта:

  • Предприниматели (официально оформленные ИП), если их работа связана с возникновением отходов.
  • Компании (организации и абсолютно любые юридические лица, коммерческие и некоммерческие), в результате деятельности которых образовался этот мусор.

Составлять документы следует всем предприятиям, которые имеют дело с мусором или являются источником отходов

Для каких классов отходов нужен паспорт

Разработка паспорта обязательна для мусора, относимого к 1-4 классам. Но есть исключительные случаи, когда подготовка документа проходит специфически. Исключительные случаи касаются пятой категории отходов.

Документы с указанием состава мусора

Даже если оформлять паспорт не надо, на безопасный мусор у компании должен быть список документов:

  • Документы с указанием состава мусора.
  • Подтвержденная документально информация о возникновении мусора.
  • Документ, по которому мусор причислен к безопасному классу отходов – «Свидетельство о классе опасности». Получают его в ФСНП. Изготавливается документ всегда на определенное предприятие или вид отхода. Выдается на любые разновидностям мусора. Изготовление паспорта главным образом зависит от наличия этого свидетельства.

«Свидетельство о классе опасности»

Штраф за отсутствие документа

При отсутствии паспорта действует административная ответственность в виде штрафа или приостановки деятельности. Если закон нарушило должностное лицо, штраф за отсутствие паспорта отходов будет составлять от 10 до 30 тысяч рублей.

Фирмы, которые не являются юридическими лицами, при недолжном обращении с отходами будут оштрафованы на сумму до 50 тысяч рублей.

Если паспорт не оформило юридическое лицо, то сумма значительно повысится – штраф составит от 100 до 250  тысяч рублей. При этом, по закону предприятие могут закрыть на три месяца.

Гораздо легче своевременно изготовить его однажды, чтобы в дальнейшем избежать серьезных и дорогостоящих проблем.

Порядок оформления

Порядок оформления паспорта подробно излагается в «Постановлении Правительства No 712». Такой порядок получения паспорта касается только опасных отходов.

Пятый класс отходов – это практически безвредный мусор, с которым человек сталкивается постоянно. Это ТБО (твердые коммунальные отходы): скорлупа яиц, древесные опилки и упаковки, бумага, картон, древесная зола, керамика, щебень, обломки кирпича, остатки цемента и гипса, накипь, металлолом, остатки пищи, лампы накаливания и т.д.

Составлять паспорт на него не нужно. В большинстве случаев на такой мусор разрабатывают сведения об отходах. Достоверность сведений подкрепляются результатами лабораторных анализов.

Что касается исключений, их оборот контролируется другим образом, а сопроводительные документы подготавливаются иначе.

подготовки паспортов для вредного мусора

Процесс подготовки паспортов для вредного мусора состоит из нескольких этапов:

  • Выяснение состава и свойств сырья. Паспорт невозможно оформить, если нет документов с данной информацией.
  • Присвоение мусору степени токсичности, и получение протоколов расчета класса опасности.
  • Если отходы включены в классификацию ФККО, паспорт изготавливается согласно форме, указанной в «Постановлении No 712». Копия паспорта вместе с копиями остальных документов должна быть направлена в территориальную структуру ФСНП. Отправлять документы следует в то отделение ФСНП, на территории которой осуществляет деятельность предприятие. Отправка документов может быть осуществлена любым способом, который предусматривает возможность установления даты отправки. Также можно передавать пакет документов под подпись.
  • Если отходы не включены в ФККО, организация должна заняться установлением класса токсичности для последующего включения данного мусора в ФККО. Для этого в структуру пишется заявление для присвоения класса токсичности с индивидуальным кодом.
  • После включения отходов в классификатор начинается оформление паспорта.

Чтобы получить подтверждение отнесения вторичного сырья к определенному классу вредности, необходимо подготовить и отправить в местный филиал Российского природного надзора следующие документы:

  1. Заявление о подтверждении отнесенности данного мусора к определенному классу (обязательно наличие регистрационных сведений хозяйствующего субъекта).
  2. Информация о мусоре (где произошел, как образовался, состояние, вид и т.д.).
  3. Документы, подтверждающие состав отходов.
  4. Документы, подтверждающие отнесение мусора к конкретной категории токсичности.
Если мусора нет в списках классификатора, требуется документ с предложением о соответствии какому-либо классу отходов.

Если отходы не включены в классификатор, требуется документ с предложением о соответствии классу отходов, а также присвоением ему индивидуального кода.

Заявление о подтверждении отнесенности данного мусора к определенному классу

Самостоятельное оформление паспорта отходов

Чтобы оформить бумаги самостоятельно, сначала следует скачать форму паспорта из интернета. На одной стороне паспорта необходимо заполнить личные сведения:

  • Личные данные предпринимателя или название юридического лица.
  • Индивидуальный номер налогоплательщика.
  • Коды ОКВЭД и ОКПО.
  • Расположение.

На лицевой стороне стоит заполнить данные о мусоре:

  • Класс опасности с кодом.
  • Особенности получения.
  • Состав.
  • Физическое состояние и форма.
  • Результаты биотестирования в случае, если сырье не представляет опасности.

Далее, необходимо составить заявление для отправки паспорта в местное отделение Росприроднадзора, отправить туда заверенные копии документов с результатами лабораторных исследований и зарегистрироваться на gko.fsrpn.ru.

На осуществление всего процесса нужно немало сил и времени, потому многие предприятия обращаются в специализированную компанию, которая облегчает процесс изготовления паспорта.

Стоимость такой услуги невелика и зависит от многих составляющих:

  • Компонентов, из которых состоит вторичное сырье.
  • Степени токсичности материалов.
  • Объемов сырья.
  • Самой компании.

Можно получить необходимые бумаги без лишней волокиты за совсем небольшую сумму, не превышающую трех тысяч рублей.

Цена будет на несколько тысяч рублей выше, если заказчик не желает самостоятельно отправлять материалы на лабораторные экспертизы и поручает это дело специализированной компании.

Получение кода на сырье или биологический анализ безопасного материала пятого класса осуществляется за отдельную цену.

Ссылка на основную публикацию